СОБОРНАЯ СТОРОНА, интернет-альманах.
Герб Старой Руссы Интернет-альманах "Соборная сторона" Старорусская икона Божией Матери
Редакция альманаха

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

РЕДАКЦИЯ АЛЬМАНАХА

ПОПЕЧИТЕЛИ

ДИЗАЙН-СТУДИЯ

СХЕМЫ СТАРОЙ РУССЫ И РЕГИОНА

СПРАВОЧНОЕ БЮРО ГОРОДА

ПОГОДА В РЕГИОНЕ

ССЫЛКИ

Страна детей

Оксфорд учится у Старой Руссы

Старорусский детский сад № 15 принимал очень представительную делегацию, в состав которой входили специалисты комитета образования Новгородской области, московские педагоги и два гостя из Великобритании, курирующие систему дошкольного образования в графстве Оксфорд.

Заведующая садом И. Ю. Федорова и заведующий кафедрой психологии Новгородского регионального центра развития образования И. Я. Каплунович провели для гостей импровизированную пресс-конференцию, совмещенную с обзорной экскурсией по детсаду. В садике было пустынно, поскольку все ребятишки ушли на прогулку, и ничто не отвлекало от беседы.

А рассказать и показать Нине Юрьевне Федоровой было что. В садике этом настолько чисто, уютно, что можно только позавидовать малышне, которая его посещает. Но, по словам заведующей, богатство садика не в его стенах, а в людях, которые здесь работают. Их любовь к детям, искренняя преданность делу, которому они отдают свои души и сердца, действительно творят чудеса. Опыт коллектива детсада по внедрению новых форм работы с детьми и их родителями в рамках всероссийского эксперимента изучается и нашими, отечественными специалистами-педагогами, и их коллегами за рубежом.

— Для меня каждая поездка в Старую Руссу как подарок, — признался И. Я. Каплунович. — Здесь нет такого формального подхода к занятиям с детьми, который бытует во многих дошкольных учреждениях, я его называю “два притопа, три прихлопа”. В этом садике детей учат думать, говорить, рассуждать. И в том, что иностранцы приезжают сюда, нет ничего удивительного. В конце ноября, например, сюда в очередной раз собираются норвежцы. По итогам прошлой поездки они у себя в Ставангере провели серьезную модернизацию воспитательных процессов в дошкольных учреждениях. Прислали мне даже специально изданную брошюрку на этот счет...

Сейчас в детсад № 15 ходят без малого 200 ребятишек. Кроме обычных, здесь имеются четыре коррекционные группы; одну из них посещают дети с проблемами речи, две работают с ребятишками, у которых ослаблено зрение, а еще одна группа вообще уникальна не только в Старой Руссе, но и в области. Она сформирована из малышей с детским церебральным параличом.

Более семи лет тому назад детский сад № 15 начал работать и по такому новому направлению деятельности, как работа с детьми, не посещающими детсад. Вначале в п. Медниково был открыт консультационный пункт для родителей таких ребятишек, а потом, учитывая многочисленные просьбы мам и пап, была сформирована специальная группа для самих ребятишек. Сюда приводят детей для кратковременного пребывания, причем денег родители за это не платят. Насколько эффективна такая форма работы с детьми в плане их подготовки к учебе в школе, говорит одна лишь цифра: по итогам минувшего учебного года первоклассники, прошедшие группу кратковременного пребывания детсада № 15, учились намного успешнее своих сверстников, “сидевших” дома, с родителями или бабушками — 86 процентов воспитанников садика учились только на 4 и 5!

Именно опыт такой работы и побудил англичан приехать в Старую Руссу. Руководитель делегации, заведующая кафедрой дошкольной педагогики и психологии Московского психолого-педагогического института, профессор Р. Б. Стеркина кратко прокомментировала цель приезда:

— В России сейчас разворачивается работа по совместному с Британией проекту модернизации системы дошкольного образования. Я руковожу этим проектом и я же выбрала ваш детсад, чтобы показать его англичанам. Дело в том, что я хорошо знаю этот детсад, поскольку много лет работала в Министерстве образования России и внимательно изучала накопленный здесь опыт. Я считаю, что он достоин самого широкого распространения. Сегодня даже социально экономические проблемы подталкивают детские дошкольные учреждения к поиску новых форм работы с детьми и их родителями. Да, пока еще сохраняется традиционная практика, когда дети находятся в садах полный день, с утра до вечера. Но поскольку не все родители способны платить за это, а дома ребенок не получает хорошего, качественного образования, необходимого для последующей учебы в школе, встает вопрос о возможности бесплатного кратковременного посещения детсада. В этом, кстати, заинтересованы и сами детсады. Сейчас во многих регионах происходит снижение контингента детей, посещающих дошкольные учреждения, иногда это приводит вообще к закрытию садов. А группы кратковременного пребывания — это хороший выход из положения. В Англии сейчас открыты 50 центров, рассчитанных именно на работу с детьми, которые не посещают дошкольные учреждения, и эффективность такой меры уже доказана практикой. А цель нашей поездки — обогатить содержание воспитательного процесса в таких центрах вашим накопленным опытом. Я думаю, что Айк и Джулия, представляющие систему дошкольного образования графства Оксфорд, узнают сегодня много нового и интересного. А работникам вашего детсада тоже может быть интересным опыт англичан по работе в микрорайонах, есть у них и очень полезный опыт гибкого режима пребывания детей в садах, когда максимально учитываются индивидуальные особенности ребенка и пожелания его родителей.

К концу дня здесь же, в садике, был подписан договор о сотрудничестве. До этого англичане, три дня колесившие по детсадам Великого Новгорода, никак не могли выбрать себе подходящего партнера. Но в Старой Руссе они нашли то, что так долго искали.

С. ИВАНОВ

(газета “Старая Русса”, 10 ноября 2001 г., № 146)

СТАТЬИ И ОЧЕРКИ

МОЛИТВЫ ЗА СВЯТУЮ РУСЬ

СТАРОРУССКИЙ КРАЙ

БЛОКНОТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

ФОТООБЪЕКТИВ

О НАЗВАНИИ АЛЬМАНАХА

ПОИСК

КОНФЕРЕНЦИИ